или с помощью
 
Как с картинки
  1. Как с картинки

  2. Toyota Supra

  3. Думаете, суперкары — удел миллиардеров? Такое авто может оказаться в гараже у каждого, было бы умение
    / 24.10.11
    / Тюнинг

Вкладыши от жвачек в восьмидесятые — девяностые годы собирал каждый порядочный советский мальчишка. Самой престижной считалась серия Turbo: с этих ароматных кусочков глянцевой бумаги на тебя смотрели существа из другого мира — неправдоподобно красивые и быстрые суперкары. У каждого вкладыша была цена: она зависела как от презентабельности авто, так и от динамических характеристик (цифры печатали под картинкой). Бизнесмен Дмитрий Мордашев в юном возрасте сумел собрать полную коллекцию Turbo, но кто бы мог подумать, что спустя десятилетия у него появится один из лучших спортивных автомобилей современности — 700-сильная Toyota Supra? Самая настоящая!

Hand made

Место, где Дмитрий хранит своего любимца, мало походит на гараж. Скорее напоминает небольшой автосервис: в углу — детали подвески и новый аэродинамический обвес, справа от входа — полуразобранный Chevrolet Camaro. А посредине, «растекаясь» по полу на заниженной подвеске, стоит белое купе Toyota Supra.

Тюнингом Дмитрий загорелся сразу же после покупки своей первой машины — подержанного Saab 9000. Сервисных центров, способных профессионально чинить сложные иномарки, в те годы было раз-два и обчелся, а индустрии тюнинга (если не считать гаражного «колхозинга») не существовало вовсе. Так что любая доработка автомобиля начиналась для его хозяина с натягивания рабочих перчаток и выбора инструмента. Привычка что-то делать своими руками живет в Дмитрии до сих пор.

Приступая к постройке эксклюзивной Toyota Supra, он рассчитывал сделать сверхбыстрый автомобиль, который сгодился бы для повседневной езды. Первый вопрос, который хочется задать нашему любителю тюнинга: почему именно Supra, а не, скажем, Nissan Skyline? Знатоки быстрых «японок» могут до бесконечности спорить о преимуществах той или иной машины. Дмитрий свой выбор объясняет доверием к двигателю 2JZ. Этот агрегат был ему знаком еще по предыдущему автомобилю — праворульному седану Toyota Aristo, более известному у нас как Lexus GS300: «На этой машине я ездил много и довольно агрессивно, потом продал — так он „стукнул“ только через несколько лет». Двигатель действительно удачный. Японские инженеры изначально выбрали оптимальную схему — шесть цилиндров, расположенных рядно, причем блок выполнен из старого доброго чугуна, а это делает его более устойчивым к износу. Неудивительно, что такой агрегат идеально подходит для форсировки.

Оставалось найти достойную машину, и вариант подвернулся: в 2007 году Дмитрий стал обладателем заветного спорткара. К тому же редкого — с кузовом тарга и в европейском, леворульном исполнении. Смущало одно: купленная машина готовилась к дрэг-рейсингу и оказалась далека от заводского состояния. Кузов был облегчен, обивка салона полностью отсутствовала, а под капотом разместился расточенный высокооборотистый движок объемом 3,2 литра. Для машины на каждый день такой мотор явно не подходил, так что с самого начала было ясно: предстоит грандиозная работа.

На реставрацию!

Поначалу Дмитрий сам занимался доводкой «Супры», но уделять проекту должное внимание становилось все труднее: не хватало времени, а порой и сил. В какой-то момент он и вовсе охладел к машине, сосредоточившись на других увлечениях. Тут на помощь пришел хороший знакомый, тоже тюнер, которому приглянулись некоторые запчасти в автомобиле. Он предложил забрать «Тойоту» в свой гараж, поменять детали на стоковые и вернуть владельцу. Дмитрия такой вариант полностью устроил, и на некоторое время Supra покинула хозяйство. Вернулась в совершенно другом виде: с обычной подвеской, стандартным трехлитровым мотором и готовым салоном.

Задача, которая ставилась при форсировании мотора, — выжать более 650 л. с. Для Toyota Supra это не предел: в мире попадаются экземпляры с тысячей «лошадей» и более, но такие крайности заказчика не устраивали. Во-первых, на дорогах общего пользования 700 сил более чем достаточно, во-вторых, постройка мотора обошлась бы дороже, а в-третьих, пострадали бы ресурс и эластичность двигателя.

Для начала мотор разобрали. Блок растачивать не стали, а вот подвижные детали поменяли: из стоковых остался лишь коленвал. Кроме того, перебрали головку блока, заменив все основные элементы. Дмитрий воспоминает, как после установки новых распредвалов долго не получалось подобрать шайбы — в результате комплект пришлось заказывать у токарей.

Далее — стандартный набор повышения мощности: замена системы впуска, установка мощного двойного турбонаддува и интеркулера, эксклюзивный титановый выхлоп с низким сопротивлением. Заодно усилили систему охлаждения двигателя, коробки и инсталлировали дополнительные масляные радиаторы.

Закончив с мотором, взялись за трансмиссию: автомобиль получил самоблокирующийся дифференциал, а коробку махнули на четырехступенчатый автомат, который предварительно перебрали американские спецы, чтобы тот выдерживал до 800 л. с. на маховике. Столь неоднозначный выбор Дмитрий объясняет просто: благодаря форсированному двигателю и малому весу авто его динамика даже с АКПП превосходит практически все стоковые спорткары, которые попадаются на российских дорогах.

Как уверяет владелец, стандартные тормоза Toyota Supra достаточно эффективны для повседневной эксплуатации, их апгрейд целесообразен только ради участия в кольцевых гонках. И все же он заменил передние суппорты. Стойки подвески было решено поменять «по кругу». Выбранный комплект обеспечивает хороший баланс плавности хода и управляемости.

Небольшие изменения можно заметить и в салоне: здесь появились спортивные «ковши» от Mitsubishi Lancer Evolution, а на центральной консоли разместился большой дисплей бортового компьютера, куда выводятся показания от дополнительных моторных датчиков.

Наконец, автомобиль преобразился внешне: выкрашенный в белый цвет, он щеголяет умеренным аэродинамическим обвесом.

Леди Совершенство

Сменить свою ласточку на что-нибудь посвежее Дмитрий даже не думает. В этой «Супре» бизнесмен и так воплотил все, что ему требуется от личного автомобиля. Ну или почти все: некоторые недочеты еще предстоит устранить. В ближайших планах — замена колесных дисков, обшивка крыши салона алькантарой, но главное — адаптация спорткара к российским дорогам. Дело в том, что после работ с подвеской клиренс уменьшился до высоты пачки сигарет. Вкупе с низким передним бампером это требует от пилота особой концентрации, приходится постоянно смотреть «под ноги». Потери уже есть: Дмитрий демонстрирует небольшую трещину внизу переднего бампера — результат штурма железнодорожных путей на единственном выезде из поселка, где базируется автомобиль. Решением проблемы могла бы стать установка пневмоподвески с изменяемым клиренсом, но тюнер склоняется к более простому ходу — замене переднего бампера на стандартный. И потихоньку подумывает о покупке еще одной, незаряженной «Супры» в идеальном состоянии — для неспешных поездок. Вот только сможет ли такой увлеченный человек, как Дмитрий, оставить все как есть? Сомневаемся.

Автор: Сергей Иванов, журнал «Итоги», при участии Степана Кривошеева, «АВТОИТОГИ»
Фото: Николай Галкин

Персона/Авто

Автомобиль Toyota Supra

Цена вопроса в рублях

Изначальная стоимость 950 000

Пластиковый обвес JUN и покраска кузова 110 000

Переборка двигателя 210 000

Впуск 90 000

Турбины HK 320 000

Интеркулер Greddy 80 000

Контроллер АЕМ2 60 000

Выхлоп Amuse 90 000

Стойки HKS Hypermax III 80 000

Диски Blitz 80 000

Датчики с комплектом вывода на монитор 150 000

АКПП 150 000

Масляные радиаторы Greddy и HKS и новый основной радиатор 100 000

Блокировка дифференциала KAAS 50 000

Перепускной клапан Greddy 12 000

Итого: 2 532 000

Имя: Дмитрий Мордашев

Род занятий: недвижимость и туристический бизнес

Увлечения: Дмитрий очень разносторонний человек с широкой сферой интересов. Главным увлечением считает астрономию — дома у бизнесмена есть несколько серьезных моделей телескопов. Кроме того, владелец Toyota Supra интересуется нумизматикой, историей России и финансовой системой США

•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

СЛОВО ЭКСПЕРТАМ

Георгий Балабаджян, компания RS project:

— Наверное, не нужно говорить, что такое для любителей тюнинга Toyota Supra. Возможности этой легендарной машины соответствуют громкому имени.

Мотор и трансмиссия. Инженерный подход похвален, главное теперь — все это должным образом настроить. С «мозгами» AEM достичь хороших результатов дано не каждому, потребуется настоящий специалист, каких мало. Выбор трансмиссии также сделан осознанно, человек понаблюдал в работе разные варианты и выбрал оптимальный для себя.

Подвеска и тормоза. Ассортимент подвесок на «Супру» широк. HKS Hipermax III — решение распространенное. Потребность в винтовых стойках понятна, но переходить на «пневму» мы бы не рекомендовали. Лучше подобрать что-то наподобие KW HLS: они позволяют кратковременно приподнимать подвеску, при этом в основе — винтовая стойка. Что касается тормозов, то для конкретных условий эксплуатации штатных, возможно, и достаточно, но запас должен быть.

Внешний вид. На наш взгляд, есть и более симпатичные обвесы на Supra. Выбор цвета тоже спорный: этот больше подошел бы какому-нибудь японскому седану. Решение о переходе на «девятнадцатые» диски поддерживаем: нынешние теряются в арках.

Салон. Особо мудрить не стали: сиденья от «Эво» удобные и при этом в них легко залезать. Хотя по законам жанра больше подошли бы «ковши» от Bride.

Резюме. Работы проделано громадье. Желаем владельцу все как следует настроить, обкатать и выйти на намеченные цифры.

Андрей Мичулит, техцентр «Плеяда»:

— Toyota Supra последнего поколения стала культовым автомобилем после выхода фильма «Форсаж». Их тюнили пачками, на разный лад: кто-то внешне, кто-то наворачивал мотор, кто-то делал все сразу. Чего у этого автомобиля не отнимешь, так это броской, яркой внешности: «олдскульный» дизайн до сих пор заставляет провожать взглядом те редкие экземпляры, которые дожили до наших дней. Как можно оценить данный проект? Хозяин машины не жалеет средств, только создается впечатление, будто он до конца не понимает, что с машиной делать и что в результате из нее получится. Для «японки» выбран необычный цвет, который добавляет индивидуальности. Белые авто всегда смотрятся выигрышно, а в таком варианте Supra еще красивее. По части «железа» видим довольно стандартный набор компонентов хорошего качества, единственная необычная деталь — АКПП. Впрочем, ее появление логично, если машина будет эксплуатироваться в городе: дергать ручку банально лень! Хочется пожелать удачного завершения проекта и, главное, получить удовольствие от результата.

Михаил Батюня, компания Winde:

— Мне тоже непонятны мотивы автора. Удивить молодежь на «Смотре» можно гораздо меньшими жертвами. Прежде чем тратить столько сил и средств, неплохо было бы проконсультироваться у грамотного специалиста, пусть даже очень дорогого. В итоге дешевле выйдет. Как можно делать столь глубокие доработки, не настраивая машину на стенде? И вообще для автомобиля на каждый день это безумная трата времени и денег впустую. На аппаратах в 700–800 сил на работу не ездят, их строят исключительно для заездов на 400–800 метров. Ведь какой бы дорогой ни была компоновка, ресурс все равно мал. Не успеешь толком насладиться стоянием в пробках, как придется что-нибудь менять или перебирать. Для гонок же комплектация неплохая, разве что над весом можно еще поработать: поставить что-нибудь из карбона, выкинуть ненужные аксессуары и лишние сиденья — и вперед на трассу!

24.10.11

 
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
    1. "Северные волки" ставят рекорд!

    2. Полярная экспедиция AMAROK

    3. Команда на пикапах Amarok пройдет сложнейший маршрут от Москвы до Петропавловска-Камчатского, впервые в истории преодолев на автомобилях часть Корякского нагорья и Срединный хребет.
      / 15.02.13
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 2)
    2. Всем бы так (часть 2)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 17.10.12
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 1)
    2. Всем бы так (часть 1)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 14.10.12
      / Репортаж
      /     1
    1. Шинный вопрос
    2. Шинный вопрос

    3. Зимние шины

    4. Ничего себе! Однако! Уверен, что ценники на новую «резину» заставляют произносить именно такие слова.
      / 05.10.12
      / Репортаж
    1. Комфорт повышенной проходимости
    2. Комфорт повышенной проходимости

    3. Honda CR-V

    4. Жаль, что тест-драйв новой Honda CR-V в Мюнхене закончился до начала Октоберфеста. А то бы я не только про автомобили рассказала, но и про пиво!
      / 04.10.12
      / Репортаж
      /     2
    1. MAZDA SPORT CUP 2012
    2. MAZDA SPORT CUP 2012

    3. MAZDA SPORT CUP 2012

    4. В Смоленске 22 сентября 2012 года финишировал Mazda Sport Cup 2012
      / 02.10.12
      / Репортаж