или с помощью
 
80 лет тому назад. Часть первая
  1. 80 лет тому назад. Часть первая

  2. Citroen/Азия

  3. 80 лет назад группа авантирюстов из Citroen отправилась в Центральную Азию. Пробег затянулся на 9 месяцев и чуть не стоил жизни ее участникам.
    / 02.05.11
    / Путешествия
    /     6

В области рекламы Андре Ситроен действовал неординарно, используя не только классические формы, но и создавая новые, будь то залитая рекламными огнями Эйфелева башня, расставленные во Франции и её колониях тысячи дорожных знаков, увенчанных двойным шевроном, или детские игрушки. Но самыми выдающимися этапами рекламной эпопеи Ситроена, несомненно, являются организованные им автопробеги. Такие, как «Пересечение Сахары» в 1922 году, «Черный рейд» от Алжира до Мадагаскара в 1924-25 годах и, наконец, третья по счету экспедиция под руководством Жоржа-Мари Хаардта, получившая название «Желтый рейд». Она стартовала 80 лет назад, 4 апреля 1931 года и завершилась только через десять месяцев.

  • Инженер и промышленник Андре Ситроен (1878 — 1935) организовал во Франции производство шевронных зубчатых колес, в 1915 году основал на набережной Жавель завод, производивший снаряды, а после Первой мировой войны приступил к серийному выпуску автомобилей. Изображение двойного шеврона стало логотипом бренда Citroen, не менее интересна и рекламная кампания Ситроена, когда на протяжении десяти лет, начиная с 1925 года, в качестве рекламного носителя использовалась всемирно известная как символ Парижа Эйфелева башня.

    Инженер и промышленник Андре Ситроен (1878 — 1935) организовал во Франции производство шевронных зубчатых колес, в 1915 году основал на набережной Жавель завод, производивший снаряды, а после Первой мировой войны приступил к серийному выпуску автомобилей. Изображение двойного шеврона стало логотипом бренда Citroen, не менее интересна и рекламная кампания Ситроена, когда на протяжении десяти лет, начиная с 1925 года, в качестве рекламного носителя использовалась всемирно известная как символ Парижа Эйфелева башня.

Желтый рейд
Великая депрессия» не сразу докатилась до парижской набережной Жавель (Quai de Javel), где еще витала химера островка благополучия в мире, сотрясаемом крупнейшим кризисом. В тридцатые годы азиатская экзотика гипнотизировала Запад и Жорж-Мари Хаардт, возглавлявший африканские экспедиции Ситроена, предложил открыть автомобильное движение по легендарному «Шелковому пути», издревле служившему торговым обменам между Китаем, Персией и Европой.

  • Слева направо: Андре Ситроен, Жорж-Мари Хаардт

    Слева направо: Андре Ситроен, Жорж-Мари Хаардт

Крах Уолл-стрита (Wall Street) и призрак Великой депресии не охладили честолюбия Андре Ситроена и, заручившись поддержкой министерств, научных обществ, в том числе и музея естественной истории, он согласился финансировать проект, размах которого потребовал несколько лет подготовки, о тщательности которой свидетельствуют многие детали, в том числе и забота об утонченном комфорте. Влаго и пыленепроницаемые чемоданы-кровати, шкафы и складные столики из кожи, дорожные несессеры с аксессуарами из серебра и слоновой кости предоставила основанная в 1854 году и снискавшая славу еще при второй империи фирма Louis Vuitton.

  • Погрузка автомобилей в марсельском порту и на железной дороге, март 1931 года.

    Погрузка автомобилей в марсельском порту и на железной дороге, март 1931 года.

Маршрут 3-й миссии Хаардта и его надежного помощника Луи Одуен-Дюбрея должен был связать Бейрут и Пекин, но так как проходил он уже не по колониям, помимо естественных препятствий, пришлось учитывать и политические: мятежный Афганистан, раскольничий Синьцзян, охваченный войной и наводнениями Китай. Незадолго до отъезда советские власти запретили проезд через русский Туркестан, несмотря на разрешение, выданное годом ранее во время предварительных переговоров.

Пришлось менять маршрут, прокладывая его через Афганистан, однако на границе с Индией непреодолимой стеной встают пятитысячники массива Памир, ледники, заснеженные перевалы. Самые компетентные специалисты были единодушны — ни один автомобиль не сможет пройти там. Тогда то и возникла идея разбить экспедицию на две части... Облегченные Citroen- Kegresse осуществят связку Бейрут — Центральная Азия, тогда как семь автомобилей группы «Китай», нагруженные тяжелым оборудованием, будут доставлены морем из Марселя в Тяньцзинь, пересекут пустыню Гоби и, встретив группу «Памир» в Кашгаре, вместе отправятся в Пекин.

  • Экспедиция Ситроена в Центральную Азию. <nobr>3-я</nobr> миссия Ж-М.Хаардта и Л.Одуен-Дюбрея Красная линия — маршрут экспедиции, Красной пунктирной линией — варианты и возможные изменения маршрута

    Экспедиция Ситроена в Центральную Азию. 3-я миссия Ж-М.Хаардта и Л.Одуен-Дюбрея Красная линия — маршрут экспедиции, Красной пунктирной линией — варианты и возможные изменения маршрута

Многое надо было делать заново: получать разрешения, устраивать пункты снабжения. А ведь чтобы обеспечить продвижение экспедиции понадобилось по меньшей мере 11 караванов, то есть 622 верблюда, доставивших 50 тонн различных грузов: топливо, питание, запасные части и прочее в самые отдаленные точки Центральной Азии. Кроме того пришлось вносить изменения в конструкции автомобилей, облегчая их, делая их разборными на тот случай, если они не смогут преодолеть некоторые высокогорные вершины.

  • Современная реконструкция командорского автомобиля экспедиции

    Современная реконструкция командорского автомобиля экспедиции

  • Современная реконструкция командорского автомобиля экспедиции

    Современная реконструкция командорского автомобиля экспедиции

Группа «Памир»
Утром 4 апреля 1931 года в окружении толпы зевак караван из шести автомобилей Citroën P17, созданных на базе модели C4F, и более тяжелый Р14 (на базе C6F), покинул Бейрут. Все машины оснащены гусеницами конструкции Адольфа Кегресса и инженера Жака Энстена. Кстати, гусеничный ход Кегресс начал разрабатывать еще в 1910 году, будучи техническим руководителем гаража императора Николая Второго. В составе группы «Памир» помимо квалифицированных механиков, инженеры, ученые, врач, художник Александр Яковлев, кинооператор Андрэ Соваж, а также известный репортер Жорж Лефевр, известный своей книгой о России, в качестве историографа.

Несмотря на изматывающую жару, порой до +50° в тени, путь по Сирии, Мессопотамии, Персии проходит относительно легко. Во многих населенных пунктах приготовлен торжественный прием, как например в Герате, где гвардия Его Превосходительства губернатора Абд-Ур-Рахим-Хана приветствует путешественников, прибывших из страны «заходящего солнца».

  • Афганистан, Герат. Туркменские воины. 20 мая 1931 года.

    Афганистан, Герат. Туркменские воины. 20 мая 1931 года.

  • Герат. Май 1931 года. Туркменские всадники.

    Герат. Май 1931 года. Туркменские всадники.

  • Тегеран. 28 апеля 1931 года.

    Тегеран. 28 апеля 1931 года.

Но уже за Кабулом мятеж узбеков помешал проехать, как планировалось, через Памир. Воспользовавшись единственным проходом через Гиндукуш, караван попал в долину Бамиан, некогда бывшую главным местом культа Будды, на что указывали многочисленные развалины гробниц и мечетей мусульманского города Гаугале, разрушенного в 1221 году Чингисханом, а также взиравшие на путешественников с почти отвесных скал исполинские идолы, высеченные монахами в глубоких нишах.

  • Багдад. Апрель 1931 года.

    Багдад. Апрель 1931 года.

  • Афганцы. Июнь 1931 года

    Афганцы. Июнь 1931 года

Сделав 800 километровый крюк через ущелье, где вероятно, прошли войска Александра Великого, 24 июня караван прибывает в «Венецию Кашмира» — стоящий в окружении гнездовий цапель на озерах Дал и Нагин Сринагар, вокруг которого уживались редкий олень — хангул, черные и бурые медведи, леопарды. Позади — 5500 километров, впереди — самые высокие на земле горные вершины и перевалы. Еще ни один автомобиль не ездил по единственному на тот момент возможному пути через «Крышу мира». В разведку Хаардт берет с собой шефа-механика.

  • Переправа через реку Астор. Июль 1931 года.

    Переправа через реку Астор. Июль 1931 года.

  • Местами дороги переходили в тропы и приходилось использовать взрывчатку или разбирать автомобили по частям и переносить вручную

    Местами дороги переходили в тропы и приходилось использовать взрывчатку или разбирать автомобили по частям и переносить вручную

Узкая (местами до 1 метра 30 сантиметров, тогда как колея вездеходов метр сорок), размытая дождями дорога вдоль русла Инда нависает над головокружительными пропастями, по сути это вьючная тропа по горному карнизу. Феррачи, попыхивая трубкой, вздыхает: «Если постараться...» и командор решается на штурм. Забегая вперед, скажем, что вездеходы неплохо зарекомендовали себя на высокогорье, хотя на крутых виражах серпантина гусеницы порой приходилось «заносить» при помощи домкратов, взрывая скалы, а на некоторых участках не обошлось без демонтажа, благо автомобили предусмотрительно собраны на болтах, и переноски на несколько километров 30-килограммовых тюков.

  • Дороги дальше нет. Механики разбирают командорский автомобиль.

    Дороги дальше нет. Механики разбирают командорский автомобиль.

Несмотря на подогреватели двигатели барахлят, теряют мощность и в отдельные дни, протаптывая дорогу в снегах, удается проехать не более километра. В сердце Кашмира, прямо под гусеницами, карабкавшейся по горным карнизам головной машины, обваливается тропинка и двухтонный автомобиль чудом завис над 200 метровой пропастью. «Что подо мной?», — кричит сидящий за рулем командорской машины Сесийон. «Ничего», — отвечают ему. Потребовалось пять часов поработать лебедкой, чтобы вызволить его из пустоты.

  • Автомобиль командора группы «Памир» на узком карнизе над рекой Астор.

    Автомобиль командора группы «Памир» на узком карнизе над рекой Астор.

На 25-километровом испещренном осыпями склоне после Астор, где перепад высот составил полторы тысячи метров, скользящие вниз автомобили пришлось сдерживать полиспастами, страховать тросами. Тем не менее, преодолев с полсотни шатких деревянных мостов, где головная машина рисковала ничуть не больше замыкающей, в начале августа потрепанный караван въезжает в Гилгит. Здесь, в горах Каракорум, Хаардт узнает, что группа «Китай» задержана в столице Синьцзяня, через который он планировал въехать в охваченный войной Китай.

Текст: Константин Комков
Фото: CITROEN COMMUNICATION

Продолжение следует...

02.05.11

 
  • я в Хорватии видел в городе Пуле невероятные старые жестянки Бентли
    какие то миллионеры на них раскатывали / 13.05.11 / 15:35

  • Великолепный вариант!! С нетерпением жду продолжения! / 16.05.11 / 18:04

  • Cогласен! Не томите))))) / 16.05.11 / 18:45

  • На следующей неделе будет вторая часть, потерпите, друзья. :) / 17.05.11 / 00:33

  • В понедельник, 23 мая, смотрите и читайте вторую часть статьи. / 20.05.11 / 12:37

  • Статья СУПЕР! С удовольствием прочитаю продолжение! / 20.05.11 / 17:52

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
    1. "Северные волки" ставят рекорд!

    2. Полярная экспедиция AMAROK

    3. Команда на пикапах Amarok пройдет сложнейший маршрут от Москвы до Петропавловска-Камчатского, впервые в истории преодолев на автомобилях часть Корякского нагорья и Срединный хребет.
      / 15.02.13
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 2)
    2. Всем бы так (часть 2)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 17.10.12
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 1)
    2. Всем бы так (часть 1)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 14.10.12
      / Репортаж
      /     1
    1. Шинный вопрос
    2. Шинный вопрос

    3. Зимние шины

    4. Ничего себе! Однако! Уверен, что ценники на новую «резину» заставляют произносить именно такие слова.
      / 05.10.12
      / Репортаж
    1. Комфорт повышенной проходимости
    2. Комфорт повышенной проходимости

    3. Honda CR-V

    4. Жаль, что тест-драйв новой Honda CR-V в Мюнхене закончился до начала Октоберфеста. А то бы я не только про автомобили рассказала, но и про пиво!
      / 04.10.12
      / Репортаж
      /     2
    1. MAZDA SPORT CUP 2012
    2. MAZDA SPORT CUP 2012

    3. MAZDA SPORT CUP 2012

    4. В Смоленске 22 сентября 2012 года финишировал Mazda Sport Cup 2012
      / 02.10.12
      / Репортаж