или с помощью
 
Письмо премьеру
  1. Письмо премьеру

  2. Байконур МАЗ-7904

  3. В год юбилея космического полета Гагарина я выяснял судьбу необычного транспортного средства — колесного транспортера МАЗ-7904 полной массой 360 т.
    / 14.11.11
    / Репортаж

Это один из самых больших автомобилей на Земле, который должен был помогать запуску ракет в космос.

Связь уникального минского транспортера с космосом глубоко символична: его сборку осуществляли в том же самом монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур, где готовили к старту ракету Юрия Гагарина. Но как вообще минская машина попала на Байконур и для каких целей предназначалась?

МАЗ-7904 — одна из главных тайн отечественного автомобилестроения. Обрывочная информация о машине начала просачиваться из-за высоких минских заборов в 1991 году, когда прежде совершенно секретные подразделения Минского автомобильного завода УГК-2 (Второе управление главного конструктора) и ПСКТ (Производство специальных колесных тягачей) были преобразованы в Минский завод колесных тягачей. Пусть и с оглядкой, работники с нескрываемой гордостью рассказывали о том, что некий загадочный транспортер перевозит грузов едва ли не вдвое больше собственной массы, на нем установлен двигатель от ракетного катера и даже, что была проведена специальная тайная операция по закупке у японской фирмы Bridgestone гигантских шин для этой машины.

Постепенно завеса спадала, и многое, о чем поначалу говорили полушепотом, стало всеобщим достоянием. Итак, специальный колесный транспортер МАЗ-7904 с колесной формулой 12×12 был построен в 1983 году. При собственной массе 140 т он был способен нести 220 т полезной нагрузки. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО «Звезда». Кроме того, на транспортере находился еще и дизель V8 ЯМЗ-238 мощностью 330 л.с. Он обеспечивал энергией вспомогательные системы: гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д. Привод на колеса осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. За исключением этого МАЗ-7904 соответствовал компоновочной схеме, принятой для большинства минских транспортеров: рама корытообразного сечения с наклонными лонжеронами, дифференциальный блокируемый привод к ведущим колесам, колесные планетарные редукторы, разнесенные по бортам кабины экипажа (их изготавливал из стеклопластика Осиповичский завод автомобильных агрегатов). Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что с габаритом 32,2×6,8×3,45 м обеспечивало радиус поворота всего 50 м. МАЗ-7904 обувался в шины размерностью 3180×1185-1295 (те самые, Bridgestone) и обладал дорожным просветом 480 мм.

А вот какие задачи стояли перед этой техникой, так и остается тайной. Наиболее распространенная гипотеза, что МАЗ-7904 создавался в рамках комплекса «Целина» в качестве пусковой установки межконтинентальной баллистической ракеты РТ-23 «Молодец», разработанной КБ «Южное». В поддержку данной гипотезы рассказывается о совещании, прошедшем на Минском автозаводе 24-25 февраля 1981 года. Это было невиданное по размаху мероприятие, на котором главный конструктор УГК-1 Борис Шапошник требовал от министра автомобильной промышленности В.Н.Полякова расширения штата, увеличения фонда заработной платы и выделения сотни квартир для своих сотрудников. Курьезным последствием того совещания стало появление лифта в здании УКГ-1, чтобы пожилому Шапошнику не приходилось подниматься в свой кабинет на третий этаж по лестнице.

Вторая версия — МАЗ-7904 предназначался для сбора и перевозки обратно на космодром отработавших блоки первой ступени ракеты «Энергия» (эти многоразовые элементы спускались в степь на парашютах). Масса четырех отработавших блоков как раз составляет 220 т грузоподъемности МАЗ-7904. Однако непонятно, каким образом эти блоки могли быть подняты на борт транспортера. Кроме того, вопреки распространенному мнению, МАЗ-7904 не был вездеходом, и его без преувеличения выдающиеся параметры диктовались обеспечением транспортных задач по подготовленным дорогам.

Наконец, существует и третья версия, согласно которой МАЗ-7904 создавался в рамках программы «Энергия-Буран» для доставки отдельных блоков ракетной системы в монтажно-испытательный корпус (МИК) космодрома Байконур для последующей сборки.
Выяснение истины у компетентных людей неизменно наталкивалось на неприятие. Так, ученик Бориса Шапошника, возглавивший после его смерти УГК-2 Владимир Чвялев, категорически отказался обсуждать тему МАЗ-7904.

Так или иначе, в конце 1983 года после обкатки МАЗ-7904 разобрали и отправили железнодорожным ходом именно на Байконур. Там под руководством зам. главного конструктора УГК-2 В.И.Захарова транспортер вновь собрали, и в ходе испытаний он прошел 4000 км. После завершения программы МАЗ-7904 закатили в ангар площадки № 42, где он находился все оставшееся время. Изображения заброшенного транспортера были опубликованы на сайтах www.denisovets.narod.ru и www.slusili-baikonuru.ru

Мы крайне пренебрежительно относимся к памятникам собственной технической истории и после этого удивляемся, не находя в Отечестве инженерных гениев. Уникальному МАЗ-7904 полагалось украсить собой музей — не важно, автомобильный-ли или космический.

Небезразличие к судьбе транспортера побудило написать письмо председателю правительства РФ. И на письмо был получен ответ. Невеселый. Как бы то ни было, полувековой юбилей полета Гагарина — хороший повод вспомнить добрым словом о вкладе автомобилестроителей в дело освоения космоса.

Текст: Денис Орлов
Фото: из архива автора

14.11.11

 
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии.
    1. "Северные волки" ставят рекорд!

    2. Полярная экспедиция AMAROK

    3. Команда на пикапах Amarok пройдет сложнейший маршрут от Москвы до Петропавловска-Камчатского, впервые в истории преодолев на автомобилях часть Корякского нагорья и Срединный хребет.
      / 15.02.13
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 2)
    2. Всем бы так (часть 2)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 17.10.12
      / Репортаж
    1. Всем бы так (часть 1)
    2. Всем бы так (часть 1)

    3. Mazda CX-5

    4. Испытание дорогой Москва - Нижний Новгород - Киров. 1000 километров не самой лучшей трассы.
      / 14.10.12
      / Репортаж
      /     1
    1. Шинный вопрос
    2. Шинный вопрос

    3. Зимние шины

    4. Ничего себе! Однако! Уверен, что ценники на новую «резину» заставляют произносить именно такие слова.
      / 05.10.12
      / Репортаж
    1. Комфорт повышенной проходимости
    2. Комфорт повышенной проходимости

    3. Honda CR-V

    4. Жаль, что тест-драйв новой Honda CR-V в Мюнхене закончился до начала Октоберфеста. А то бы я не только про автомобили рассказала, но и про пиво!
      / 04.10.12
      / Репортаж
      /     2
    1. MAZDA SPORT CUP 2012
    2. MAZDA SPORT CUP 2012

    3. MAZDA SPORT CUP 2012

    4. В Смоленске 22 сентября 2012 года финишировал Mazda Sport Cup 2012
      / 02.10.12
      / Репортаж